roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА. НЕПОКОРЕННЫЕ

В 66 году нашей эры население Иудеи подняло восстание против власти Рима. В ходе войны, продолжавшейся четыре года, жители небольшой ближневосточной страны попытались вернуть себе свободу. Благодаря дошедшему до нас сочинению одного из участников восстания Иосифа бен-Маттафии, также известного под именем Иосифа Флавия, мы имеем возможность подробно восстановить картину происходивших в Иудее событий. С чего же началась иудейская война?
Правление Ирода I Великого (40 – 4 годы до н.э.) внесло серьезный раскол в иудейское общество. Он воцарился при поддержке римлян, расправившись с последними представителями династии Хасмонеев и силой подавив оппозицию. Но он же раздвинул границы своего царства, перестроил и украсил Храм в Иерусалиме, возводил великолепные дворцы, привлекал ко двору инженеров, ремесленников и военных, покровительствовал искусствам.

Вместе с тем, подданные ненавидели Ирода и неоднократно поднимали против него восстания. Его власть в стране держалась исключительно силой иностранных наемников. Деньги на монументальные постройки были получены благодаря безжалостной эксплуатации малоземельного крестьянства. Спасаясь от налогового гнёта, массы простонародья бежали в пустыню или становились разбойниками.

Когда в 4 году до н.э. Ирод умер, император Август разделили владения царя между тремя его сыновьями. Старший Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были довольствоваться более низкими званиями тетрархов.

Дети Ирода не унаследовали государственного ума своего отца, но были столь же жестоки. В 6 году н.э. Август отстранил от власти и отправил в ссылку Архелая, а его владения обратил в провинцию под управлением префектов. После смерти Филиппа в 33 году в состав провинции вошли также и его владения.

В 37 году взбалмошный император Калигула восстановил Иудейское царство, правителем которого назначил своего приятеля Агриппу, внука Ирода. В 39 году Калигула прибавил к ним тетрархию его дяди Ирода-Антипы. Агриппа показал себя на удивление компетентным правителем, однако его владычество оказалось весьма краткосрочным. В 44 году он был отравлен сирийским наместником Гаем Вибием Марсом. Его 17-летний сын Агриппа II получил в управление лишь земли бывшей тетрархии Филиппа. Остальные территории император Клавдий обратил в провинцию, которой управляли назначаемые императором прокураторы.

Оппозиция Ироду и его наследникам имела преимущественно религиозное звучание. Главными критиками правящего режима являлись фарисеи (ивр. ‏פְּרוּשִׁים‏‎, перушим – «отделившиеся»), чья школа сформировалась во второй половине II века до н.э. Фарисеи стремились установить для себя и своих последователей более строгие нормы поведения, чем это предписывалось официальной религией. Они стояли за неукоснительное подчинение Закону, тщательно изучали священные тексты, имели консервативные убеждения, вели праведный образ жизни и пользовались большим влиянием в собраниях в качестве учителей закона и судей. Приверженцами этого учения являлись главным образом представители «среднего класса» – священники, писцы, – но также и значительная часть как иерусалимского Синедриона, так и храмового жречества.

Если фарисеи находились в умеренной оппозиции к власти и при этом оставались частью политического истеблишмента, то выделившиеся в конце I века до н.э. из их среды зелоты(греч. ζηλωτής, – «ревнитель, приверженец») заняли гораздо более радикальную и деятельную позицию. Также, как и фарисеи, зелоты стремились к праведному образу жизни, но связывали его с борьбой за освобождение своей страны из-под власти чужеземцев, под которыми они вначале понимали Ирода и его семейство, а затем римлян. Зелоты учили, что править страной может только мессия – посланный на помощь верующим царь из рода Давида. Мессия должен одержать победу над врагами Израиля и установить царство справедливости, которое зелоты понимали как имущественное равенство. Эти идеи привлекали в их ряды массы последователей из числа простонародья.

Превращение Иудеи в римскую провинцию значительно обострило и усугубило имевшиеся ранее в стране противоречия. Фарисеи в этой ситуации заняли умеренную позицию, полагая, что иудеи не в силах бороться против Рима и потому должны договариваться, выторговывая себе максимум возможных уступок. В сравнении с радикалами из числа собственных единоплеменников фарисеи считали римскую власть для себя меньшим злом и потому с началом восстания многие из них оказались в лагере перебежчиков. Зелоты, напротив, были убеждены в необходимости вооруженного сопротивления завоевателям, как бы малы ни казались шансы на успех. В ожидании мессии они призывали народ не повиноваться властям и инициировали волнения, в которых порой участвовали тысячи людей.

В 6 году н.э. Иуда Галилеянин захватил со своими сторонниками царский арсенал в Сепфорисе, а затем призывал уклоняться от римской переписи. Восстание было подавлено, а сам Иуда погиб, однако за ним вскоре пришли другие. В 44 году некий Февда звал своих последователей в пустыню, уверяя, что словами заставит расступиться воды Иордана. Прокуратор Куспий Фад выслал против Февды всадников, которые отрубили ему голову, а его сторонников рассеяли. В правление Антония Феликса в 52 – 60 годах появился некий лжепророк из Египта, который собрал 4000 последователей. С ними он разбил лагерь на Елеонской горе близ Иерусалима. Эти волнения также были подавлены римлянами силой, причем зачинщик сумел скрыться, 400 человек погибли, а 200 были захвачены в плен.

Наиболее фанатичные из зелотов составляли особую группу сикариев (лат. sica – «кинжал»). Не имея внятной политической программы, сикарии с оружием в руках нападали на римлян – представителей провинциальной администрации, чиновников и солдат, – а также их союзников из числа местных жителей. Если зелоты вели свою деятельность вполне открыто, то сикарии осуществляли нападения тайно, пряча оружие под одеждой. По этой причине они внушали своим противникам еще больший страх. В их рядах встречались люди разного рода, от идейных революционеров и религиозных фанатиков до настоящих разбойников, живших грабежом своих соплеменников. Простонародье зачастую было благорасположено к террористам, считая их защитниками угнетенных.
Алексей Козленко. «Иудейская война: начало»
Tags: Иудейская война
Subscribe

Posts from This Journal “Иудейская война” Tag

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments