roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ПУТЬ ДРАКОНА. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ТРАФИК

Гигантская империя преемников Чингисхана состояла из четырех государств – улуса Великого хана со столицей в Ханбалыке, Чагатайского улуса со столицей в Самарканде, государства Хулагуидов (ильханов) со столицей в Тебризе и Великой (Синей, Белой) Орды (улус Джучи) со ставкой в Сарай‑Бату. В улус Великого хана (империя Юань) входил и бывший улус Угэдэя со ставкой в Каракоруме (Хара‑Хорин), столице державы Чингисхана.
Эту огромную империю пересекали безопасные торговые пути. Ими‐то и воспользовались европейские купцы, чтобы добраться до Китая. В его тогдашней столице Ханбалыке были три гостиницы для европейских купцов – ломбардцев, немцев и французов. Сведения, оставленные этими путешественниками, легли в основу первых реальных знаний средневековой Европы о Центральной Азии и Дальнем Востоке.

Перед пришельцами с Запада постепенно раскрывались ворота Азии. Вставали украшенные цветными изразцами мечети с минаретами, величественные индуистские храмы и загнутые кровли буддийских пагод, напоминая, что Восток – центр всех мировых религий, а также конфуцианского учения. Идеи Мухаммеда, Будды и Конфуция служили основами великих цивилизаций. На их заповедях строилась жизнь общества. На их заветах покоились незыблемые вековые традиции. Каждая из религий Востока несла яркие и неповторимые черты своей цивилизации.
Бескрайние просторы Азии, ее гигантское население и богатые города потрясали воображение европейцев и в Средние века, и в Новое время. Наполеон в свое время писал: «Европа – это кротовая нора! Здесь никогда не было таких великих империй и великих революций, как на Востоке, где живут шестьсот миллионов людей».

По суше средневековую Азию с запада на восток пересекал Великий торговый путь, который представлял собой целую сеть маршрутов. Начинались они в Восточном Средиземноморье, от стен Антиохии и Дамаска. Через Сирию они следовали в Северный Иран, а оттуда в Среднюю Азию. Этот путь существовал много столетий. До сих пор на его иранском отрезке сохранилась цепочка колодцев и водоемов для караванщиков.

По просторам мусульманского Востока одни караваны двигались на север – в Закавказье и далее – к Русскому (Черному) морю, другие на юг – к Индии, третьи на запад – к Византии. Самый северный маршрут начинался от берегов Сурожского (Азовского) моря, пересекал Итиль (Волгу) и огибал с севера Абескунское, или Хвалынское, море (Каспий). Дальше караваны обходили либо с севера, либо с юга Хорезмское (Аральское) море, затем через Мавераннахр и горные перевалы прибывали в Кашгар. Маршрут, проходивший южнее Каспия и через верховья реки Джейхун (Амударья), вел в Восточный Туркестан, а оттуда – в Китай.

Дабы обезопасить себя от нападений бандитских шаек, купцы собирались в большие караваны. Иные насчитывали тысячи вьючных животных – верблюдов, мулов, ослов и яков, не одну сотню погонщиков, десятки профессиональных караванщиков. Купцов с их подручными сопровождала многочисленная вооруженная охрана. Преобладали богатые купцы и торговцы‑оптовики. Они ехали на верблюдах. Двугорбые верблюды с тюками в полосатых или ковровых чехлах, связанные волосяными веревками за хвосты и ноздри, шли мерным шагом. Зачастую к караванам присоединялись попутчики – паломники, дервиши и путешественники. Передвигались они пешком или на ослах. Неторопливый шаг верблюдов, однообразный звон подвешенных к их шеям бубенцов. Недели утомительного пути по полынным и ковыльным степям, по безводным пескам и солончакам, по такырам и каменистым пустыням. Бесконечные переходы от одного колодца к другому под неумолчный рев верблюдов и ослов, под унылые песни погонщиков и крики караван‑баши. Караваны двигались на восход – к Самарканду. Тамерлан сделал этот город своей столицей, великолепно отстроил и украсил, назвав «центром Вселенной». По мере приближения к Бухаре и Самарканду караванные маршруты постепенно сливались друг с другом. От Памира до китайских городов этот путь, становясь все у`же и у`же, образовывал единый проход.

Средневековые арабы считали, что от Красного моря до Китая по суше двести дневных переходов. На самом же деле это путешествие растягивалось на два‑три года по многим причинам. Частые войны между государствами и насилия местных правителей вынуждали купцов либо останавливаться и выжидать наступления благоприятной обстановки, либо продвигаться обходными, дальними маршрутами. Многие горные проходы на полгода и больше становились закрытыми из‐за бурь и снегов.

Путников поджидали тяжелые испытания: жажда, усталость и голод, зыбучие пески, обжигающий ветер и стужа, разбойные нападения, опасность попасть в рабство. Бескрайние безлюдные пространства Азии вселяли в человека безотчетный страх перед бесконечностью и чувство беззащитности. Особый ужас вызывала пустыня с ее поющими песками. Под ногами людей и верблюдов пески гудели, пели и плакали, сбивая с пути. Путнику слышались стоны и вздохи укоризны, казалось, что это – предостережения таинственных сил о грозящей опасности, голоса злых гениев – джиннов или погребенных под песками городов. Душевная усталость и болезненная тоска охватывали путешественников, а миражи сводили их с ума.

От Бухары и Самарканда через холодные ущелья Северного Памира путники попадали в Восточный Туркестан – в Кашгар и Яркенд. Пустыню Такла‑Макан караваны огибали с севера и с юга. Оба эти маршрута сходились у озера Лобнор. Далее путь шел южнее монгольских степей – по южной границе пустыни Гоби. Этот отрезок Великого торгового пути был самым трудным. Здесь часто гибли путники. Затем, двигаясь южнее Великой Китайской стены к верховьям реки Хуанхэ, караваны прибывали в Срединное государство – Китай, издревле известный как «страна шелка». По тем же караванным маршрутам в обратном направлении купцы везли в Переднюю Азию тюки шелка. Поэтому этот трансконтинентальный торговый поток именуют Великим шелковым путем.

Риск здесь был велик, но зато и прибыли огромны. Так, один из мусульманских купцов по возвращении из Китая удивил современников своим богатством. Бассейн для омовения в Мекке он выложил золотыми листами. Большой торговый оборот и сказочные доходы делали эту международную артерию яблоком раздора. Из века в век правители Востока вели между собой борьбу, а то и кровавые войны за господство или же за контроль над этим источником небывалых прибылей. Овладеть этой ценнейшей торговой артерией стремились и Чингисхан, и Тамерлан.

С юга средневековый Восток опоясывал Великий морской путь. Эту сеть корабельных маршрутов еще с III – IV веков освоили персидские мореплаватели и купцы, за ними индусы, а с VII столетия здесь господствовали арабские моряки и торговцы.

От Египта по берегам Красного моря путь вел к Адену. Отсюда корабли с попутным ветром пересекали Аравийское море и шли вдоль западного – Малабарского – побережья Индии к Цейлону, а от него – к Суматре. Затем, огибая Малайский полуостров, мореходы поворачивали на север, к берегам Кампучии, Вьетнама и Южного Китая. На земле Срединного государства морской торговый путь соединялся с Великим шелковым. Идя на север вдоль китайского побережья, мореходы и купцы достигали Кореи – Страны утренней свежести, а оттуда путь лежал в Страну восходящего солнца – Японию. Немало арабов жило в портах Китая и Кореи. Уже в VIII столетии в Гуанчжоу возникла большая колония мусульманских купцов. С развитием этой навигации начал хиреть и приходить в упадок Великий торговый путь по суше. С распадом огромной монгольской державы Чингисхана наступил закат «золотого века» межконтинентальной торговли. Конфликты, войны и нападения на караваны, притеснения купцов местными правителями сделали свое дело. Сухопутная дорога, связанная с трудностями и риском, стала проигрывать в соревновании с морской, более быстрой, дешевой и безопасной. Вереницы тихоходных верблюдов, мулов, ослов и яков не смогли соперничать с легкокрылыми парусниками. Корабли арабских, персидских, индийских и китайских купцов и мореходов овладели Великим морским путем от Месопотамии до Кореи. Однако все это произошло позднее, а в XIII – XIV веках Великий торговый путь по суше процветал.

По нему в столицу Юаньской империи Ханбалык устремились европейские купцы – итальянцы, немцы и французы, а вместе с ними и христианские миссионеры. Одни европейцы попадали в Пекин через Орду и Чагатайский улус. Другие шли через государства Хулагуидов. Третьи прибывали в улус Великого хана, то есть Китай, морем.

Китайцы никогда не именовали свою родину Китаем, они называли ее Страна Хань, а народ – «люди Страны Хань» (ханьжэнь, ханьцзу) по названию притока Янцзы – реки Хань и династии Хань (206 год до н. э. – 220 год н. э.). Под Страной Хань позднее понималась огромная территория: с севера ее ограничивала Великая стена, с юга – горы и джунгли Индокитая, с востока – океан, а с запада – предгорья Тибета и верховья Янцзы и Хуанхэ. Эта территория, или «восемнадцать провинций», считается Внутренним Китаем. Земли, находящиеся к северу и западу от Великой стены, условно именуются Застойным Китаем.

По представлениям древних и средневековых китайцев Вселенная строилась как господство безграничного круглого Неба над квадратной Землей. Серединой Земли была Страна Хань. Поэтому китайцы именовали ее Срединным государством (Чжунго), Срединной Цветущей страной (Чжунхуа) и Срединной равниной (Чжунь‑юань), а себя – «людьми Срединного государства» (чжунго жэнь). Срединное государство считалось центром Земли и Вселенной, а также единственным средоточием культуры и носителем цивилизации. Все земли и страны за пределами Китая назывались «варварскими», их население – «варварами четырех стран света»: «восточные варвары», «северные», «западные», «южные» и «юго‑западные варвары». К ним относились Русь и остальные страны Европы и Азии, в том числе Япония и Корея.

Небо для китайцев выступало олицетворением высшего божественного начала. Священное Небо распространяло свою благодать на Землю, создавая на ней все живое. Китайцы, находившиеся, как они полагали, под защитой и опекой Неба, называли свою страну Поднебесной империей, Поднебесным государством (Тянься), что имело священный смысл. У Китая было еще одно сакральное наименование – Небесная династия (Тяньчао). Перед официальным названием династии ставилось определение «Великая» (Дай, Да) – Дай Мин чао (Великая династия Мин), Да Цин чао (Великая династия Цин). Кроме того, встречаются и разного рода образные названия – Восточная Заря (Чжэньдань), Девять областей, Государство четырех морей, Страна озер и др.
О Китае в Европе узнали в I веке н. э., когда в Римскую империю оттуда стали привозить шелковые ткани. Их называли «серикум», а самих китайцев «серами», то есть «людьми шелка», «шелковыми людьми». Тогда же страна Серика появилась на европейских географических картах. Из далекой Серики в римские владения пролегли торговые маршруты. После падения Рима наследницей шелковой торговли стала Византия.

В средневековой Европе Китай именовали по‐латыни Сина, по‐немецки – Хина, по‐французски – Шин. Считается, что эти названия происходят от китайской династии и империи Цинь (255 – 206 годы до н. э.). Английское наименование Чайна со временем стали связывать с китайским словом «ча», то есть чай. Чайна стала восприниматься как «Страна чая».
Слово «Китай» происходит от названия монгольских племен «кидань». В Х столетии кидани создали государство Ляо («Железное») на северных землях Китая и к северу от них – от Маньчжурии до Тяньшаня. В русский язык слово «кидани» (китаи) перешло от соседних тюркских народов. Так на Руси Срединное царство стало именоваться «Китаем». Минский Китай, или империю Мин, в Московском государстве называли Никанским царством, а Цинскую империю – Богдойской землей.

В XIII столетии Китай, как и Русь, постигла небывалая по масштабам разрушения трагедия – монголо‑татарское иго. В 1271 году Хубилай – внук Чингисхана провозгласил себя императором династии Юань, а в 1279 году завершил завоевание Китая. С установлением монгольского господства Поднебесную в Европе стали именовать Страной Великого хана. Для тогдашних европейцев Срединное государство – Страна Великого хана была особым, ни на что не похожим миром, иной культурой и цивилизацией. Китай подарил человечеству четыре великих изобретения – магнитный компас, порох, бумагу и фарфор. Оттуда на Запад поступали шелк и чай. Уже тогда Срединная империя была самой населенной страной. Здесь велись наиболее массовые и жестокие войны и создавались самые изысканные стихи. Эта страна славилась своей Великой стеной и своим Великим каналом. Ее гигантские размеры и огромное население будоражили умы. Экзотика Срединного царства, его культура и неповторимый облик восхищали европейцев.
Алексей Анатольевич Бокщанин Олег Ефимович Непомнин
«Лики Срединного царства.
Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая»
Москва; 2015
ISBN 978‑5‑91678‑120‑5
Tags: Поднебесная империя, Путь дракона
Subscribe

Posts from This Journal “Поднебесная империя” Tag

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments