roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ПУТЬ ДРАКОНА. ДЕРЖАВЫ ОТКРЫВАЮТ ПОДНЕБЕСНУЮ

После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547 – 1549 годах португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554 году коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао.
В 1557 году португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.
 
Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614 году). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по‐прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 года эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 году был установлен ее размер – 501 лян серебром (1 лян равен 37 граммам). В начале 80‐х годов XVI века португальцы, опять‐таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуандунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао.

В городе появились градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 года его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по‐прежнему не удавались. Посольство 1552 года вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 году, также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканского. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.

Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».

Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 году в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи – иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI – XVII веков прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом.

В 1572 году испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с острова Лусон. Перед этим они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев – соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тысяч человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575 году в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Радой, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574 году. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.

В 1595 – 1596 годах на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили остров Тайвань. Основанная в 1602 году голландская Ост‑Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.

Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 году испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов.

Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI – XVIII века.
Tags: Поднебесная империя
Subscribe

Posts from This Journal “Поднебесная империя” Tag

  • ПУТЬ ДРАКОНА. ГОД МЫШИ

    В год Мыши (1636) Восьмой Великий Князь навсегда порывает с Чуанским князем и его полководцами. Отныне Желтый Тигр охотится самостоятельно. Ему…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. ГОД ЛОШАДИ

    Двум мальчикам, родившимся в 1606 году в Китае – Ли Цзычэну и Чжан Сяньчжуну, – суждено было повести за собой грозные армии. Один из…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. РОЖДЕНИЕ ТИГРА

    Все началось с осла. Серого и ушастого. Он исправно таскает на своей многострадальной спине мешки и корзины с финиками. Возит их по дорогам и…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. НА РЕЧНЫХ ЗАВОДЯХ ПОДНЕБЕСНОЙ

    Роман «Речные заводи» родился как результат литературно‑художественной обработки устных народных сказаний о повстанческой борьбе в…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. ПИРАТЫ КИТАЙСКОГО МОРЯ

    Так уж получается, что многие темы этого журнала перекликаются: то по хронологии, то по составу действующих лиц, а то и по предмету повествования.…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. АДМИРАЛ ПОДНЕБЕСНОЙ

    Неподалеку от города Цюаньчжоу, в провинции Фуцзянь, среди живописных зеленых холмов есть небольшое святилище – несколько могил мусульманских…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. ВЕЛИКИЙ ЮЖНЫЙ ПОХОД ЧЖУ ДИ

    В начале октября 1399 года армия Чжу Ди появилась под Юнпином и сняла осаду. Ляодунцы отступили к крепости Шаньхайгуань на границе с Маньчжурией.…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. Я, СЫН НЕБА...

    6 августа 1399 года Чжу Ди обратился к своим войскам с манифестом. В нем говорилось: «Я – сын императора Тай‑цзу Гао‑хуанди и его…

  • ПУТЬ ДРАКОНА. КАК ПРЕБЫВАТЬ В КАНОНЕ

    Прежде чем мы продолжим, нужно сделать несколько замечаний общего плана о китайском способе управлять и философии управления. По-китайски…

promo roman_rostovcev декабрь 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments