roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. МИЛАН

В XIII в. Милан представлял собой крупную, густонаселённую городскую коммуну, которой принадлежала не только земля вокруг города, но и подчинённая ей сельская территория. Впоследствии завоевания города привели к расширению его границ и подчинению его власти других, более мелких городских коммун с их землями, что вызвало, в конечном счёте, возникновение крупнейшего государственного объединения в Северной Италии – герцогства Миланского.
Рост могущества города-государства не в последнюю очередь был связан с возникновением и расцветом синьории рода Висконти, который находился у власти почти полторы сотни лет.

В первой половине XIII в. население Милана разделялось на две части – феодалов, объединённых в союз «Мотта» и народ. Народ, в свою очередь, состоял из ремесленников, объединённых в сообщество «Креденцы св. Амвросия», и купцов, управляемых консулами. Первоначально власть в городе принадлежала союзу «Мотты» и «Креденцы св. Амвросия». Проводимая союзом политика равновесия интересов позволяла Миланской коммуне превращаться во всё более сильное и влиятельное государство. В 1240 г. Пагано делла Торре, синьор Вальсассина, был избран «капитаном народа».

Он смог обеспечить преемственность своей должности, передав её по наследству родственнику Мартино. Последний настолько укрепил свои позиции, что стал неофициальным синьором города и его округи. В правление Мартино согласие интересов городских сословий начало явно разлаживаться. Глубинными причинами происходящего были отмирание идеалов свободы, воодушевлявших жизнь итальянских коммун XII в., узость кругозора и близорукая политика городского управления, которые привели к размыванию фундамента республиканского строя. Мартино открыто противостоял Риму, не впуская в Милан назначенного папой архиепископа. Попытка римской курии решить вопрос полюбовно с помощью миссии кардинала Оттавиано Убальдини потерпела поражение, натолкнувшись на непримиримость неофициального синьора города.

После смерти архиепископа Мартино начал добиваться избрания на его место своего родственника Раймундо, но папа Урбан IV (1261 – 1264), желая создать противовес и досадить противнику, благословил на архиепископство представителя благородного, но не особенно влиятельного рода Оттоне Висконти (1207 – 1295). Назначение произошло в 1262 г., однако новый архиепископ не был впущен в город и вступил в должность символически. В то время, как в городе Мартино наследовал его брат Филиппо, а последнему – его дядя Наполеоне (Напо), Оттоне в окрестностях Милана сколачивал вокруг себя партию недовольных. Вскоре борьба между противниками перешла в стадию открытого конфликта. При этом архиепископ опирался на поддержку папы Григория X (1271 – 1276), а Наполеоне искал союза с императором.

12 января 1277 г. произошла битва при Дезио, в которой Наполеоне был разгромлен, попал в плен и вернулся в город, заточенный в железную клетку. Впоследствии он умер в заключении в замке Бараделло. Архиепископ Оттоне торжественно въехал в Милан. Дома делла Торре подверглись разгрому и разграблению. Противники поменялись местами, и теперь делла Торре вынуждены были бороться за право проникнуть в Милан. Обе враждующие семьи имели одинаковое феодальное происхождение, обе взывали к массам в качестве законных защитников интересов народа родного города. При этом свержение делла Торре ничего не изменило в жизни обычных людей. Произошла лишь замена одной правящей семьи на другую.

Укрепляя власть, архиепископ опирался на близких родственников. На его стороне преданно сражался племянник Тебальдо, сын одного из братьев Оттоне. В 1275 г. он был взят в плен армией императора Рудольфа, поддержавшего в тот момент Напо делла Торре, и обезглавлен в следующем году в Галларате. Тебальдо имел двоих сыновей – Уберто и Маттео. Последний из них возглавил вооружённые силы архиепископа и в декабре 1287 г., при поддержке Оттоне, был избран капитаном народа. Он настолько укрепил влияние своей семьи, что в 1289 г. смог навязать городскому управлению Милана новые коммунальные статуты, в которых выборы капитана народа передавались Правительственному совету (Consiglio di governo), создаваемому архиепископом и состоящему из 12 провизоров и их главы. Это событие М. Г. Тольфо считает первым шагом Висконти к созданию синьории. Маттео проявил недюжинную активность для расширения своего влияния. В 1290 г. он стал капитаном народа Верчелли, а в 1292 г. - Алессандрии и Комо, а его брат – подестой Верчелли и Комо. В 1294 г, для укрепления легитимности своей власти, Маттео получил от императора имперский викариат на всю Ломбардию.


8 августа 1295 г. в возрасте 88 лет умер архиепископ Оттоне. Его внучатый племянник лишился идеологической поддержки со стороны церкви. Жизнь его была неспокойной: Маттео постоянно то сам воевал с соседними городами, то отбивал натиск врагов, стремившихся к его свержению. В 1302 г. он потерпел поражение и был вынужден согласиться на возвращение делла Торре. Сам Маттео отправился в изгнание. Поиск военной помощи при дворах разных итальянских правителей оказался безуспешным, как, впрочем, и попытка силового решения вопроса собственными усилиями, и участие в заговоре против виднейших представителей семьи делла Торре.

Удача вернулась к Маттео лишь в 1310 г. в лице прибывшего в Италию для укрепления авторитета империи и примирения враждующих партий императора Генриха VII (1308 – 1313) (6). Изгнанник поспешил встретиться с ним и изложить свою версию личных несчастий. Император взял Маттео с собой в Милан, и 27 декабря 1310 г. в торжественной обстановке устроил примирение враждующих домов делла Торре и Висконти. В то время как император видел себя «царём – миротворцем», обе «примиряющиеся» стороны терпели его каждая по своим причинам. 6 января 1311 г.

Генрих VII был коронован железной короной короля Италии в соборе Сан Амброджо в Милане. 23 января император издал указ, который должен был восстановить нарушенные во время междоусобиц имущественные права, вернув их истинному владельцу. Однако, это вызвало такую путаницу в делах, что вскоре вышел указ об отмене предыдущего, который аннулировал все уже начавшиеся процессы реституции. Эти меры вызвали раздражение в городе. Между тем, собравшись следовать в Рим, Генрих пожелал, чтобы его сопровождали по 25 представителей со стороны делла Торре и Висконти. День отъезда был сообщён заранее, вследствие чего часть назначенных лиц исчезла из города, а Гвидо делла Торре слёг в постель, сказавшись больным.

12 февраля в Милане началось восстание. Возможно, оно разгорелось при поддержке флорентийских гвельфов, опасавшихся прибытия Генриха и пробуждения тосканских гибеллинов. Делла Торре и Висконти знали о грядущих событиях, но в последний момент Маттео перешёл на сторону императора, открестившись от своих недругов как от единственных зачинщиков, «которые, не довольствуясь жизнью в Милане в качестве частных граждан, решили воспользоваться случаем нанести ему ущерб, чтобы выслужиться перед итальянскими гвельфами». Поверил ему Генрих или просто «поставил» на одну из партий, но они «вместе напали на сторонников Делла Торре», хотя виднейшим из них, в том числе Гвидо, удалось бежать.

13 июля 1311 г. Маттео под стенами Брешии получил от Генриха VII имперский викариат на Милан с уплатой крупной суммы. Он стал одним из сильнейших представителей итальянских гибеллинов. Однако радость Висконти была недолгой. Император умер в августе 1313 г., слишком рано, чтобы он мог почувствовать себя уверенно. Маттео нашёл выход, организовав своё признание синьором Милана органами городского управления.

Висконти занял Анжеру – резиденцию архиепископа Оттоне. Находившуюся в ней Залу Справедливости он приказал расписать сценами, прославляющими возвышение его рода. Неизвестный художник опирался на апологетическую поэму Стефанардо да Вимеркате (ум. в 1297) «Подвиги в государстве Миланском». Автор был другом архиепископа Оттоне и настоятелем Сан Эусторжио. В базилике Сан Эусторжио Маттео ещё до своего изгнания начал строить семейную капеллу, и там уже был похоронен его брат Уберто. Одна из фресок в Зале Справедливости, сохранившаяся до наших дней, изображает Оттоне, который, сидя верхом на коне, удерживает свои войска от расправы над Напо делла Торре. Архиепископ выезжает с левой стороны один. Стоящие за ним войска обозначены сомкнутыми рядами мечей, вырастающими из-за его спины.

Правую часть фрески занимают яростные солдаты, лица которых отражают ожидание и предвкушение расправы. Их поднятые под разными углами мечи составляют траекторию как бы единого рубящего удара. Кленопреклонный Напо, одетый в шлем и кольчугу, со сложенными в мольбе руками в одиночестве стоит на первом плане. Толпа солдат «наезжает» на него из глубины фрески как ощетинившееся иглами чудовище. Передние ноги коня Оттоне, показанные в поступательном шаге, создают иллюзию горизонтального, разрезающего движения. Оттоне торопится, чтобы разделить пространство на две части, на одной стороне которого останется разъярённое воинство, а на другой – его жертва. Ранее фреску сопровождала латинская надпись о том, что Напо был пощажён от отлучения, сохранил жизнь и получил прощение.

Маттео слишком близко находился к церковной «кухне», а потому не слишком почитал её представителей. Он спокойно перенёс отлучение от церкви со стороны Миланского архиепископа за присвоение Анжеры. 7 августа 1316 г. папой был избран Иоанн XX (1316 – 1334), враг Маттео. Видя в нём опасного для себя вождя гибеллинов, 31 марта папа выпустил буллу, запрещавшую носить Висконти титул имперского викария. Маттео отказался от него, а заодно отправил в отставку миланского архиепископа, заменив его своим сыном Джованни. Папа не признал выборы и назначил своего кандидата. 4 января 1318 г. Маттео был отлучён от церкви за лишение свободы делла Торре и других гвельфов.

Новые отлучения последовали 10 февраля и 6 апреля. В 1320 г. на основании показаний Бартоломео Каньолати, миланского священника, был начат процесс против синьора Милана по обвинению в некромантии с целью убийства папы. Маттео был вызван для объяснений в Авиньон, но не явился туда, сказавшись больным. В декабре начался новый процесс не только против Маттео, но и против его старшего сына Галеаццо: они были обвинены в ереси, использовании магии, содержании на службе дьяволов, сочувствии фра Дольчино. В список еретиков попали также архиепископ Оттоне и вся женская линия семьи, так как одна из родственниц матери Маттео была сожжена на костре по обвинению в ереси. 14 марта 1321 г. Маттео был заочно осуждён, а его имущество объявлено конфискованным. Его подданные также попали под интердикт. В начале лета того же года синьор Милана умер и был тайно похоронен в неизвестном месте. На стене базилики Сан Эусторжио сохранилось изображение Маттео в виде коренастого бородатого человека, перед которым стоит герб Висконти с изображением ехидны. Новым синьором Милана стал старший сын Маттео – Галеаццо (1277 – 1328). Кроме него, имелось ещё четыре брата – архиепископ Джованни, Лукино, Стефано и Марко. В 1322 г. Галеаццо пришлось покинуть Милан в результате происков своего родственника Лодризио.

Однако, столкнувшись с опасностью со стороны тут же осмелевших гвельфов, последний сам призвал Галеаццо обратно. При этом он тайно подстрекал Марко к интригам против брата. Галеаццо, став одним из вождей гибеллинов, подобно своему отцу, продолжил политику опоры на императорскую власть, сблизившись с новым императором Людовиком Баварским.(1313 – 1347). В 1327 г. Галеаццо был назначен имперским викарием в Милане, а вскоре Марко обвинил братьев перед лицом императора в измене в пользу папы. Галеаццо с сыном Адзоне, а также братьями Лукино и Джованни были арестованы и помещены в тюрьму Форни в Монце. Им было предъявлено также убийство брата Стефано, умершего при неясных обстоятельствах. Марко рассчитывал стать правителем Милана, но вскоре понял, что без поддержки братьев не имеет никаких шансов. Думая вновь извлечь выгоду, он добился освобождения родственников. Однако здоровье Галеаццо было так подорвано, что вскоре он умер.

Адзоне, сын Галеаццо (1302 – 1339), находясь в заключении, проявил необычные для своего возраста терпеливость и внешнее смирение, соединённые с учтивыми манерами. Он производил впечатление человека, извлекшего урок из случившегося, поэтому, выпустив его на свободу, император без опаски продал Адзоне викариат за крупную сумму денег, выплаченную ему лишь частично. Когда же император осадил Милан с целью получить остальное, Адзоне заперся в городе и прислал в лагерь Людовика изысканные блюда, показывая, что осада ему ни по чём. Император снял осаду через месяц, удовольствовавшись суммой гораздо меньшей, чем предусматривалось вначале, и подтвердив викариат Адзоне.

Новый синьор Милана стал править совместно с дядями Джованни и Лукино. 15 марта 1330 г. Общий Совет городского управления признал его главным и постоянным синьором Милана. В феврале 1331 г. Адзоне принял викариат от нового императора Иоанна Богемкого и Люксембургского, но без обязательств подданства и подарков. При этом он наладил отношения с папой. Адзоне решительно ликвидировал опасность, исходившую от родственников, претендовавших на престол – Марко и Лодризио. Первый из них, прибыв в Милан 5 сентября 1329 г. для выяснения отношений с племянником, был задушен и выброшен из окна. Второму сначала удалось скрыться, но в январе 1339 г. он во главе большого наёмного войска двинулся на Милан. Битва при Парабьяджо, произошедшая 21 февраля, вначале сулила ему победу, особенно после того, как был пленён Лукино Висконти, возглавлявший миланское ополчение, но неожиданно появившееся подкрепление, посланное дальновидным Адзоне, переломило ситуацию. Лодризио был захвачен в плен и помещён вместе с сыном в тюрьму Сан Коломбано, откуда вышел лишь спустя десять лет. Чудесная победа была объявлена заслугой св. Амброджо, которого якобы видели сражающимся на стороне Висконти. В память об этом в Парабьяджо был возведён посвящённый святому храм.

При Адзоне была упорядочена торговля, и расцвели ремесла. В 1333 г. он начал работы по укреплению стен Милана с добавлением новых ворот, украшенных Джованни ди Бальдуччо. Была восстановлена колокольня Санта Мария Маджоре и построен дворец (в нём Джотто написал фреску «Светская слава») с часовней Сан Готтардо. Проекты колокольни и часовни выполнил кремонский мастер Франческо Пекорари. Адзоне возвёл замок Романо в Ломбардии и укрепил станы в Вогере. В 1336 г. было закончено строительство моста и замка в Лекко.

В течение своего правления Адзоне взял под контроль Бергамо и Пиццигеттоне, завоевал Лоди, Крему, Караваджо, Романо, Мартиненго, Орцинуови. Верчелли и Кремона формально признали его синьорию. В расцвете своего могущества Адзоне умер 16 августа 1339 г. и был погребён в часовне Сан Готтардо.


Его мраморный памятник, сооружённый в 1342 – 1344 гг., представляет собой высокий саркофаг, на котором лежит умерший, сложив на груди руки. Двое ангелов приподнимают саван, чтобы явить его глазам пришедших посетителей. Третий ангел, опустившись на колени, выражает горестное удивление. Четвёртый, раскинув руки, словно берёт умершего под свою защиту. Саркофаг украшен рельефами. В центре боковой стенки изображён святой Амброджо в епископской тиаре и с мечом в руке. Два стоящих по бокам от него ангела возлагают на святого мантию, под защитой которой укрываются две коленопреклонных фигуры, возможно, дяди-наследники. Более крупные коленопреклонные фигуры, несущие дары и щиты с гербами, являются персонифицированными городами, покорёнными Адзоне. За их спинами стоят святые, покровители этих городов.

Наследниками Адзоне, не имевшего сыновей, стали дяди. Архиепископ Джованни (ум. 1354) сразу отодвинулся на второй план, уступив власть Лукино (ум.1349), человеку образованному, но суровому. В годы правления Лукино государство упрочилось. Его костяком стали столица Милан, а также города Бергамо, Брешия, Комо, Кремона, Лоди, Павия, Пьяченца, Верчелли, Виджевано. Лукино осуществлял экспансионистскую политику с помощью племянников – Маттео, Галеаццо и Бернабо, сыновей брата Стефано. Впоследствии, желая избавиться от реальной с их стороны опасности, он обрёк племянников на изгнание. Лукино собирался казнить свою третью жену по подозрению в измене, но неожиданно умер вскоре после оглашения своего намерения. Подозрения Лукино стали поводом для исключения его сына Лукино Новелло из числа наследников и преследования этого родственника сыновьями Стефано на протяжении всей жизни.

Архиепископ Джованни, ещё при жизни брата проявил себя как хороший полководец. Ту же воинственную политику он продолжил, став его наследником. Благодаря Джованни под властью Милана оказались Парма, Тортона, Алессандрия, Новара, Болонья и Генуя. Он призвал обратно изгнанных племянников, сделав из них свою опору.

В 1353 г. по приглашению архиепископа в Милане поселился Петрарка. Известный своими республиканскими взглядами, поэт оправдывался перед возмущёнными друзьями тем, что избрать Милан для проживания его склонила «человечность» Джованни. Описывая свои отношения с Висконти в «Инвективе против некоего лица, значительного по своему общественному положению, но ничтожному по знаниям и добродетели», он утверждал: «Я живу с ними, но не под ними, на их территории, но не в их доме. Из общения с ними я извлекаю лишь удобства и пользуюсь почестями, которыми они меня постоянно осыпают, насколько я допускаю. Давать советы, вести их дела, распоряжаться финансами – всё это они предоставляют другим, для сего рождённым, мне же не оставлено ничего иного, кроме покоя, тишины, безопасности и свободы; об этом я должен думать, в этом мои обязанности. И в то время, как другие с раннего утра бегут во дворец, я отправляюсь в лес и пребываю в обычном для меня одиночестве». Великий поэт избрал Милан не только потому, что там были созданы благоприятные для его работы условия, но и потому, что некоторое время питал иллюзии, что Висконти смогут стать объединителями Италии.

Архиепископ Джованни умер в 1354 г., и сегодня его гробница находится в городском Соборе. Она представляет собой каменный саркофаг, опорой которому служат две колонны в псевдоантичном стиле. Приход к власти племянников Маттео II, Галеаццо II и Бернабо совпал с походом императора Карла IV Богемского в Италию для двойного коронования и пополнения казны в обмен на имперский викариат. В течение всего визита императора в Милан братья всячески демонстрировали свою военную мощь, внушив ему, что будет лучше, если они станут союзниками. Братья разделили между собой государство, однако согласия между ними не было. 29 сентября 1355 г. Маттео II неожиданно заболел в Монце, отведав после охоты ужин из свинины. Он был перевезён в Милан, где и скончался. «Он умер, как собака, без исповеди, жестокой смертью, быть может, достойной его распущенной жизни», - записал в своей хронике Джованни Виллани.

Виллани был флорентийцем, и, стало быть, врагом миланских синьоров, но ничуть не более привлекательный образ нарисовал свидетель нравов при дворе Висконти Азарио. Он писал о Маттео, спутав лишь дату его смерти: «Он вел плохую жизнь, имел в своей постели много красивых девушек, в том числе из знати Милана, и пренебрегал собственным лицом. Он думал один опозорить порок сладострастия. Был, однако, более красноречив, чем его братья. Так, растрачивая собственное время с женщинами, не смотря на тучность, внезапно окончил жизнь в 1357». Мать братьев Висконти была уверена, что Маттео ушёл из жизни с помощью Галеаццо II и Бернабо.

Галеаццо II был вдохновителем постройки в Милане большой крепости, известной как замок Порта Джовия. В то же время его брат Бернабо начал возводить укрепления возле Римских и Новых ворот. Это строительство отражало не слишком большую популярность правителей, давивших подданных тяжёлыми налогами, среди населения. Галеаццо II сделал своей резиденцией Павию (перешла под власть Висконти в 1359 г.), где выстроил красивый дворец с роскошным парком, в котором можно было встретить редких животных и растения. Он основал университет в этом городе, и оставил после себя богатую библиотеку. Желая обеспечить будущее своего сына Джан Галеаццо, он добился заключения его брака с Изабеллой де Валуа, дочерью французского короля. В приданое за невестой было получено графство Виртю в Шампани, название которого было переделано в Вирту (Доблесть).

Синьория Висконти в Милане

К.и.н. Ковалёва М.В., МФ ОГТУ

Впервые статья была опубликована в "Вестнике Орловского Университета", № 3 (7), июль - сентябрь, 2009 год (С.171-181).
Tags: Вселенная Ренессанса
Subscribe

Posts from This Journal “Вселенная Ренессанса” Tag

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. РИМ

    В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся…

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. ФАЭНЦА

    Фаэнца – небольшой итальянский город в провинции Эмилия - Романья. Он находится примерно в 100 км от Флоренции, 50 км – от Болоньи, 45…

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. НЕАПОЛЬ

    Ко времени описываемых событий Авиньонское пленение пап уже закончилось. А дело было в том, что в Италии события разворачивались таким образом, что…

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. ВЕНЕЦИЯ

    Петр Лузиньянский, король Кипрский и Иерусалимский, был убит в своем дворце, в Фамагусте 17 января 1369 года. Ему наследовал четырнадцатилетний сын,…

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. ФЛОРЕНЦИЯ

    Флоренция была независимой республикой с демократической — в принципе — формой правления. Власть представлял комитет из девяти членов…

  • ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. НАЧАЛО

    Я начал собирать материалы по политической истории Возрождения в 2011 году, когда меня заинтересовали обстоятельства смерти папы Римского…

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments