roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ПУТЬ ДРАКОНА. БЕЛЫЙ ЛОТОС ГРЯДУЩЕГО

Восседавший на высоком постаменте‑троне, толстый и веселый, Майтрейя, по‐китайски Милэ, – Будда грядущего – внешним обликом резко отличался от остальных будд и бодисатв. Бритая голова, смеющееся лицо, светящиеся искренней радостью глаза, огромный живот с рельефно выделяющимся пупком. Его любили в народе, ласково именовали Смеющимся Буддой, а за голое толстое чрево – Толстобрюхим Милэ. В 80‐х и начале 90‐х годов XVIII века население Северного Китая молилось Будде грядущего особенно усердно – столь невыносимо тяжелым, жестоким и несправедливым было настоящее.
Среди смиренно молящихся было немало членов тайной буддийской секты «Белый Лотос». Стоя на коленях перед статуей Милэ, они мысленно клялись помочь своими мечами его второму пришествию на землю.

Позади у «Белого Лотоса» уже была славная история. Появившись при династии Южная Сун (1127 – 1270) как чисто религиозная организация, секта активно боролась с монгольским владычеством в Китае. Ее адепты много сделали для вооруженного свержения чужеземной монгольской династии Юань (1271 – 1368) и создания империи Мин (1368 – 1644). В период Мин мятежная секта подняла несколько восстаний. Не забывая о мечах и пиках, она опиралась на духовное оружие – свое учение и его «драгоценные свитки» (баоцзюань) – священные тексты. Ее руководители учили: в священном мироздании из начальной субстанции возникло высшее божество – Нерожденная Праматерь, или Извечная Матушка (Ушэн Лаому). Она сотворила небожителя Фуси и его супругу Нюйва, которые родили человеческих «первопотомков» (юаньцзы). Из райской «прародины» «первопотомки» опустились на землю и дали начало людям.

Проповедники «Белого Лотоса» учили, что богоданное природное родство делает всех людей изначально равными между собой, а имущественное и социальное неравенство есть нарушение этого извечного начала. При этом каждый человек в силу своего «небесного перворождения» должен стремиться обратно на свою «прародину». И путь туда лежит через поклонение Нерожденной Праматери и вступление в секту, через строгое следование уставу, правилам и запретам «Белого Лотоса». Согласно учению секты, сошедшие с небес на грешную землю «первопотомки» оказались затянутыми в пучину зол и порока. Разгневанная этим грехопадением, Нерожденная Праматерь ниспослала на землю учение «Белого Лотоса», дав людям возможность очиститься от скверны и вернуть былое духовное совершенство. Человечество должно пройти через три эпохи, и только в последнюю людям уготовано перерождение и «возвращение к исходному» через духовное самоусовершенствование. Тем самым существование человечества заключено в троичный цикл смены эпох – прошлого, настоящего и будущего. Каждой из них соответствует особое солнце, свой будда, свой магический цвет и особое течение времени.


Прошлое освещалось Синим Солнцем, в Поднебесной тогда правил Будда прошлого – Кашба (Кашьяпа), восседавший на Синем Лотосе. Время в прошлом текло быстрее, нежели в настоящем. В «Эру Синего Солнца» год состоял всего из шести месяцев, сутки – из шести двухчасовых страж, а отход избранных от зла и пороков только начинался. Настоящее живет в лучах Красного Солнца, а всем сущим управляет Будда настоящего – Шакьямуни. Его троном является Красный Лотос. Течение времени затормозилось и вошло в нынешние берега. В «Эру Красного Солнца» в году уже двенадцать месяцев, а в сутках – двенадцать страж. В конце этой эры адепты «Белого Лотоса» будут близки к «возвращению на прародину». Будущее будет обласкано сиянием Белого Солнца. Его эра начнется с возрождения и второго пришествия в мир Будды грядущего – веселого и доброго Майтрейи‑Милэ. Престолом ему послужит Белый Лотос – символ блаженного, счастливого бытия. Со вторым пришествием Милэ наступит благословенная «Эра Белого Солнца». На землю будут перенесены небесные порядки, в Поднебесной наступит царство справедливости, равенства и благоденствия. Время замедлит свой ход – в году будет уже восемнадцать месяцев, в месяце – сорок пять дней, а в сутках – восемнадцать страж.

Обещание прекрасного будущего – суть религиозной доктрины «Белого Лотоса» – соответствовало чаяниям крестьян и бедного люда вообще, их стремлению к равенству, сытости и отсутствию унижений. Подавляющая масса людей должна была переродиться в «Эру Белого Солнца», когда для духовного очищения появятся все условия. Оставалось только дождаться ее наступления. Однако реальная крайне острая ситуация в Китае заставила руководителей «Белого Лотоса» «подправить» свое учение, введя в него «военный» вариант. Согласно ему переход к «Эре Белого Солнца» не мог произойти сам собой, мирным путем. Адепты учения не должны сидеть сложа руки, а с оружием в руках помогать наступлению «царства Майтрейи». Сигналом же к последнему и спасительному восстанию станет «возрождение Милэ».

Согласно учению секты, главным препятствием для наступления «Эры Белого Солнца» были «северные варвары» – маньчжуры, а также творящие произвол жадные и жестокие чиновники. Ненависть к местной управе (ямэнь), ее служкам (яи) и солдатам сочеталась с враждебностью к богачам – шэньши, помещикам и ростовщикам. Они олицетворяли зло, пороки и бедствия «Эры Красного Солнца», их надо устранить силой оружия и слова. Верующие своей беззаветной отвагой должны содействовать приходу Милэ. Будда грядущего изменит земные порядки и поможет посадить на «драконовый трон» в Пекине истинного императора из возрожденной династии Мин.

Учение говорило, что на переломе эпох «миру не избежать Великого хаоса бедствий», из которого истинно верующие и праведные выйдут невредимыми и вкусят благодать, и сектанты считали необходимым нести в мир эти «бедствия», чтобы тем самым осуществить волю Неба, Нерожденной Праматери и Будды Милэ. Все это создавало в секте атмосферу религиозного фанатизма, духовного горения и жертвенного героизма.

За несколько веков подпольной деятельности «Белый Лотос» выработал устойчивую внутреннюю организацию. По сути, это были не связанные между собой секты, исповедующие одно учение. У него имелось несколько ответвлений – секты «Белое Солнце», «Восемь триграмм», «Три Солнца», «Цвета Дракона», «Красное Солнце», «Завершение [жизненного] пути», «Большая колесница Западного неба» и другие. Все они действовали вдали от городов – в сельской местности, а основную массу их адептов составляли крестьяне. Постоянные члены проходили обряд посвящения, принимали присягу, соблюдали ритуал, заповеди и запреты.

Вокруг этого фанатично преданного вероучению костяка группировалась масса сочувствующих, в целом принявших доктрину и помогавших секте в трудную минуту. Во главе ответвлений стояли зажиточные крестьянские семьи, передававшие из поколения в поколение само учение, практику сочинения, издания и распространения «драгоценных свитков» – священных текстов. Из этой среды и выбирались начальники: выше всех стояли «патриархи», ступенькой ниже их – «старшие руководители учения», затем шли «наставники» и т. д. В секте царили строжайшая дисциплина, конспирация, соблюдение иерархии должностей, подчиненность местных отделений центральному звену. «Белый Лотос» не отрицал ни конфуцианства, ни даосизма, но претендовал на подлинное, неискаженное толкование их доктрин. Выступая в роли оппозиционного еретического течения, «Белый Лотос» являлся притягательным для всех обиженных, угнетенных, бедных и слабых. Последнее усиливало оппозиционность секты, соединяя в себе религиозный протест с социальным, и еще больше уводило ее от ортодоксального «мирного» буддизма.

Секте были близки идеи всеобщего равенства, в том числе равенства мужчин и женщин, ибо секта не делала между ними различий, что, в свою очередь, служило открытым вызовом существовавшей в тогдашнем Китае практике униженного положения женщины. Секта отрицала личное богатство, проповедовала общность имущества. Низовые ячейки «Белого Лотоса» служили своеобразными общинами взаимопомощи. Сами члены секты именовали ее «братством». Вступая в секту, неофит передавал наставнику деньги или зерно в зависимости от своего достатка, а затем делал регулярные взносы. Из создаваемого таким образом общего фонда наставник помогал бедным, больным, старым, пострадавшим членам секты, например попавшим в тюрьму, оплачивал похороны и т. д. Сектанты жили как бы одной семьей – с общим имуществом и равным распределением благ. Адепты учения исповедовали аскетизм, пренебрежение к богатству и материальным ценностям.


«Белый Лотос», ставивший своей целью «изгнание чужеземных варваров», сделал одним из своих лозунгов призыв «Свергнем династию Цин, восстановим династию Мин!». Для этого был нужен «потомок» Минской династии, и такой человек был найден. Крестьянство верило в достижение всеобщего благоденствия после воцарения «своего», народного, китайского, а поэтому «милостивого» Сына Неба под патронажем Толстобрюхого Милэ. «Крестьянскому императору» предстояло стать исполнителем воли Майтрейи, его помощником в период «Великих бедствий» и в «Эру Белого Солнца». «Белый Лотос» выступал опасным противником маньчжурского режима. По обнаруженным его организациям наносились беспощадные удары. «Драгоценные свитки» уничтожались, а адепты учения после допросов и пыток шли на плаху, ссылались на каторгу, избивались палками. На репрессии секта отвечала предельной конспирацией, строжайшей дисциплиной и сплоченностью. Неофитов тщательно проверяли и принимали в «братство» только по рекомендации одного или двух ее членов. Собрания проводились в глубокой тайне, зачастую по ночам, вдали от деревень и жилья, в горах, в лесу, в заброшенных кумирнях, среди развалин. Для сохранения тайны члены секты выставляли часовых для оповещения и зачастую убивали даже случайных свидетелей. Отступников и изменников карали смертью.

В обстановке нараставшего в конце XVIII века социального кризиса «Белый Лотос» перешел от обличения несправедливости и аморальности власти к подготовке вооруженного восстания против «сил зла». Секта активно готовилась осуществить очистительную миссию и превратить Поднебесную в «царство Майтрейи». С новой силой зазвучали слова учения: «Бедствия Красного Солнца уже на исходе и вскоре должно взойти Белое Солнце!»

Летом 1795 года областная управа (ямэнь) Сянъяна была до предела набита людьми. В этой части провинции Хубэй шел усиленный розыск по делу о заговоре «Белого Лотоса». Во внутренних покоях, служебных и подсобных помещениях, боковых отсеках и тупиках ямэня сновали чиновники, писцы, служители и солдаты частей «Зеленого знамени». В первом дворе ямэня по трем его сторонам тянулись темницы – зловонные землянки. Они были забиты арестованными. Здесь, на гнилой соломе, кишащей насекомыми, сидели и стояли вплотную друг к другу те, кто ожидал допроса. В соседнем дворе под палящим солнцем находились уже допрошенные. Шея каждого была схвачена тяжелой четырехугольной деревянной колодкой, руки и ноги скованы цепями. Их лица облепляли слепни и мухи. Сами осужденные не могли отогнать их – мешала широкая колодка на шее. Другие арестованные «стояли в бочках» или в узких бамбуковых клетках – их головы торчали из отверстий в верхних крышках.

Опираясь на них подбородками, эти несчастные пытались устоять на подставленных внизу черепицах. На дно «бочек» и клеток была налита вода и насыпана негашеная известь. Спасительные черепицы одну за другой убирали, и ноги погружались в известь, которая сжигала их. Голод, жажда, слепни, мухи и удушье довершали пытку. Стоны и смрад наполняли страшные дворы ямэня. Страх царил среди областного начальства, ибо сюда из своей резиденции в Учане срочно прибыл сам грозный Фу Нин – императорский наместник. Местным чиновникам было чего бояться: у себя под носом они проморгали заговор против Сына Неба. Вскрылось все случайно, когда после дерзкого нападения на конвой, охранявший арестованного – одного из руководителей секты «Белый Лотос», начали хватать всех подряд. Пытки сделали свое дело, раскрыв сначала сам заговор, а потом истинные его масштабы и цель. Путем восстания и захвата власти в Срединном государстве вожди «Белого Лотоса» рассчитывали возродить китайскую династию Мин. Был схвачен и юноша, которого они собирались возвести на императорский трон. Дело было чрезвычайной важности, для Фу Нина это был повод отличиться. Ревностный служака, всецело преданный маньчжурам, он уже имел заслуги перед «драконовым троном». Участник многих карательных операций, Фу Нин прославился как кровавый палач, беспощадно истреблявший мусульманских повстанцев в Ганьсу.

Прибыв в Сянъян, он рьяно взялся за любимое дело. Последовали новые аресты и бесконечные допросы. Под пытками, так никого и не выдав, погибли два руководителя секты – Лю Сун и Сун Чжицин. Из пятисот арестованных по этому делу часть была брошена на плаху, а остальные сосланы на границу в качестве рабов. Их отправляли туда по этапу, небольшими партиями, и тогда третьему главе секты, Лю Чжисе, удалось бежать. Взбешенный Фу Нин решил после этого любой ценой «искоренить ересь» и крамолу. Началась волна новых арестов – на этот раз с конфискацией имущества. Но при всей своей опытности ретивый служака не учел, что именно имущество подозреваемых и станет главной целью его подчиненных. Тем самым наместник развязал руки не только чиновникам, но и мелкой сошке – служителям ямэней и особенно солдатам «Зеленого знамени». Розыск и аресты стали наилучшим предлогом для узаконенного грабежа и вымогательств. Хватали не столько сектантов, сколько состоятельных людей. Многие откупались, а не имевших такой возможности солдаты волокли в управу. Шли повальные обыски, забирали все, что приглянулось, разоряя тысячи семей. Только в трех областях Хубэя было брошено за решетку и подвергнуто пыткам до десяти тысяч крестьян. Многие погибли в застенках. В этой вакханалии произвола исчезла грань между сектантами и простыми обывателями, между заговорщиками и невиновными – все стали жертвами насилия. Так у «Белого Лотоса» появились десятки, а затем и сотни тысяч невольных союзников.


15 февраля 1796 года под лозунгом «Милэ возродился!» крестьяне взялись за оружие. Многие сектанты сжигали свои дома со всем имуществом. Тем самым они отказывались от личной жизни и целиком посвящали себя борьбе за «царство Майтрейи». Они свято верили, что за начавшимися «великими бедствиями» наступит блаженная «Эра Белого Солнца». Вооруженные мечами, пиками и мушкетами, они врывались в города и брали штурмом уездные ямэни. Так началась длившаяся восемь лет (1796 – 1804) Крестьянская война под знаменем «Белого Лотоса». Область Сянъян стала опорной базой повстанцев. Во главе сянъянской армии встали молодая вдова Ци Ван, выходец из богатых крестьян Яо Чжифу и учитель Ван Тинчжао.

В октябре восстание охватило северо‑восток Сычуани, где повстанцами руководили конный курьер Сюй Тяньдэ и деревенский знахарь, соляной контрабандист Ван Саньхуай.

Поначалу повстанцы стремились овладеть городами и закрепиться в них, но потерпели поражение у Цигуйчжая. Фу Нин взял в плен около двух тысяч человек и приказал закопать их живыми в землю. После этого военные лидеры секты перешли к тактике маневренной, «подвижной войны» в сельских районах. Здесь они получали от местного населения поддержку, продовольствие и пополнение своих рядов. К восставшим присоединялись целыми семьями крестьяне, наемные работники мастерских, шахтеры с рудников и приисков, бродяги, беглые солдаты, соляные контрабандисты, безработные, грузчики и чернорабочие (кули). В рядах сектантов было много женщин. Повстанцы громили и сжигали управы, убивали чиновников и их приспешников, а также шэньши и богачей. Главной целью повстанцев на первом этапе было уравнительное перераспределение имущества.

Началась полоса победоносных походов повстанцев со стремительными бросками и точными ударами по врагу. Фанатически верившие в скорое наступление рая в Поднебесной, беззаветно преданные своему учению, отважные и дисциплинированные сектанты внушали страх солдатам императора. Привыкшие лишь к карательным операциям, руководимые трусливыми и бездарными командирами, правительственные войска не выдерживали натиска воинов «Белого Лотоса», коих именовали «бандитами‑сектантами» (цзяофэй).

Алексей Анатольевич Бокщанин, Олег Ефимович Непомнин
«Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая».

ИД Ломоносовъ; Москва; 2015
Tags: Поднебесная империя
Subscribe

Posts from This Journal “Поднебесная империя” Tag

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments