roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. ФАЭНЦА

Фаэнца – небольшой итальянский город в провинции Эмилия - Романья. Он находится примерно в 100 км от Флоренции, 50 км  – от Болоньи, 45 км – от Римини. В эпоху Возрождения Фаэнца была городом - государством, принадлежавшим синьорам Манфреди.
Впервые имя семьи Манфреди прогремело на всю Италию в связи с преступлением Альбериго Манфреди, видного представителя партии гвельфов  и члена светского ордена Рыцарей Святой Марии (гаудентов). Во время ссоры со своим двоюродным братом Альбериго получил пощёчину. Притворившись, что ищет примирения, он 2 мая 1285 г. пригласил брата, Альбергетто, и его отца, Манфредо Манфре-ди, на роскошный обед. В конце пиршества хозяин громко произнёс: «Внесите фрукты!» Эта фраза была сигналом для убийц, в число ко-торых входили сын хозяина Уголино и его другой кузен Франческо Манфреди, которые, ворвавшись в зал, закололи гостей кинжалами.  Гнусность убийства подчёркивалась тем, что братья - гауденты, со-гласно уставу, были обязаны заниматься примирением  враждующих сторон и защитой обездоленных.

Елена Цуккини отмечает, что слух о «фруктах брата Альбериго» разошёлся столь широко, что Данте в 33 песне «Ада» не счёл необхо-димым даже объяснять историю преступления этого знатного горо-жанина. Брат Альбериго благополучно здравствовал, когда в 1300 г. поэт поместил его душу в Ад на страницах своей бессмертной «Божественной комедии». Данте наказал злодея, приговорив его к заточению во льдах адской реки Коцит, где, неподвижный, он страдает от тяжести застывших на холоде слёз в глазных впадинах. Чтобы объяснить явно затянувшееся промедление со стороны божественного правосудия, поэт вкладывает в уста грешника речь, из которой вытекает, что сразу по совершении преступления его душа попала в Ад, а в тело, до конца его земного срока, вселился бес, который и создаёт видимость жизни в пустой оболочке.  Хотя откровения были получены в обмен на обещание освободить глаза Альбериго от гнёта льда, возмущённый поэт не сдерживает слова: «И было доблестью быть подлым с ним».

Кроме Манфреди, Данте обессмертил, поместив в Ад, ещё двух жителей Фаэнцы. Один из них, гибеллин Тибальделло де Замбрази, решил своеобразно отомстить некоему болонскому гибеллину, на-шедшему убежище в городе, который украл у него двух свиней. Он изготовил слепки с ключей от городских ворот и вручил их болонским гвельфам, которые, ворвавшись в ночью город, устроили в нём погром. Данте заставил предателя стоять вмёрзшим в лёд озера. Ещё один грешник, Магинардо Пагани да Сузиньяна, в 1300 г. синьор Фа-энцы, Форли и Имолы, жестокий и неустрашимый военоначальник, удостоился от поэта слов, что даже пресечение его рода по причине отсутствия мужских потомков отнюдь не обелит грязной славы его семьи в целом.

Род Манфреди шёл к власти, как и другие подобные ему семьи, через ожесточённую борьбу со своими противниками из семьи Пагани. Окончательно закрепиться у власти ему удалось в 1313 г., когда  Франческо Манфреди был избран на должность капитана народа, став главой городского ополчения. Франческо  был человеком храбрым, хитрым и жестоким. Правда, в «Трёхстах новеллах» Франко Саккетти мы неожиданно сталкиваемся с иной его характеристикой. В частности, там утверждается, что основатель династии был «правитель мудрый и достойный, лишённый всякого тщеславия и скорее соблюдавший нравы и скромную внешность именитого гражданина, чем синьора», а затем  рассказывается случай, где он проявил «великую справедливость и великую мудрость».

Елена Цуккини полагает, что этой смягчённой характеристикой Франческо был обязан  дружбе, которую питал писатель к его внуку Асторджо I, и которая водила его пером.  В  1327 г.  первый синьор Манфреди был свергнут собст-венным сыном Альбергеттино (казнён в 1329 г.), но смог восстановить контроль над городом. В 1333 г. он передал власть сыну Риккардо. Риккардо умер в 1340 г., и власть вновь перешла к его отцу. Год спустя сын Риккардо, Джованни, был избран капитаном народа. В этот период в руках синьоров Манфреди, кроме Фаэнцы, находилась и соседняя Имола.

От эпохи Данте и ранних Манфреди в Фаэнце сохранились крипта в многократно перестроенной церкви святых Ипполито и Лоренцо (VIII – XIII вв.), колокольня церкви Санта Мария ад Нивес (X – XI вв.), маленькие церкви Сан Бартоломео (XI – XII В.) и Санта Мария Маддалена делла Комменда (XII в.).  Последняя служила приютом для паломников, шедших в Святую Землю.

В середине XII в. уже существовали Дворцы подесты и капитана народа. В период правления Франческо Манфреди был заложен красивый мост с  двумя башнями через реку Ламоне (разрушен в 1842 г.), на которой стоит Фаэнца, а сам город начал всё более приобретать славу керамического центра. В нём получило широкое распространение изготовление кухонной утвари, особенно кувшинов и мисок. Они покрывались белым стекловидным покрытием и украшались росписями или процарапанным узором. Основными мотивами росписей были растительный и животный, а также геральдические знаки.  Преобладали зелёный и коричневый цвета.

Из произведений живописи той эпохи в городской Пинакотеке хранится старинное распятие XIII в. Сам крест имеет чёрный цвет, но по краям обильно украшен золотом.  Вдоль тела Христа тянутся ленты с синим узором.

По обеим сторонам от раскинутых рук Сына Божьего расположе-ны маленькие фигурки скорбящих Богоматери и святого Иоанна Крестителя. К ногам, пробитым гвоздями, припадает крошечная фигурка заказчика распятия. В данном случае масштаб персонажей отражает их важность в мировой иерархии.

Ещё одна свидетельница давно ушедшей эпохи – икона работы Джованни да Римини. Она разделена на две части. В верхней части, на фоне красного занавеса с золотыми узорами, поддерживаемого ангелами, изображена Богоматерь, держащая на руках взыгравшего младенца. Интересно передано психологическое состояние персонажей. В то время как Мария неотрывно смотрит на своего сына с выражением глубокого страдания, младенец, ещё неразумное дитя, безотчётно отталкивает прижатую к нему щёку матери. В нижней части иконы расположены фигурки святого Франциска, Михаила Архангела, святого Августина и святых Екатерины и Клары. Фон покрыт золотом, символизирующим небесный свет.

XIV век был трудным для Манфреди, как и для всей Романьи в целом, поскольку эта область сделалась объектом пристального вни-мания со стороны авиньонских пап, пытавшихся восстановить над ней свой контроль. В 1356 г. войска кардинала Эгидия Альборноса, эмиссара папы Иннокентия VI (1352 – 1362), посланного для упоря-дочивания ситуации в папском государстве,  взяли Фаэнцу в плотное кольцо блокады. Город капитулировал через пять месяцев. Джованни Манфреди, потеряв Фаэнцу, укрепился в Имоле. Около шестнадцати лет он настойчиво стремился вернуть город, но лишь терял укрепле-ния и  поселения в его окрестностях. В год его смерти (1372 г.), для защиты Фаэнцы от набегов её бывших синьоров, кардинал Анжелико Гримоард приказал построить могучую квадратную крепость замко-вого типа (Rocca), господствовавшую над городом и обращённую в сторону Имолы  (разрушена в XVIII в.).

Асторджо I (1345 – 1405), сын Джованни, долгие годы жизни провёл в изгнании. Идею вернуть свои владения при их поддержке ему подали флорентийцы. Этим они надеялись нанести урон папе Григорию XI (1370 – 1378), который принял твёрдое решение вер-нуться из Авиньона в Рим. Флорентийцев не устраивало как само возвращение папы, так и его национальность: Григорий XI был французом.

25 июля 1377 г. Асторджо сумел захватить Фаэнцу.  «Новый Манфреди будет управлять городом двадцать семь лет, демонстрируя такие качества, как смелость, хитрость и цинизм, необходимые, чтобы сохранить власть в эпоху, когда господствовала непрерывная борьба между итальянскими синьорами, к которой добавлялась жестокая политика завоевания Церкви»,  - пишет об этом человеке Елена Цуккини.  Чтобы укрепить своё положение, два года спустя после возвращения города, он становится папским викарием (вассалом).

Синьор Фаэнцы не успокоился на достигнутом. Он активно расширял своё преобладание в регионе, а для финансовой поддержки синьории создал наёмный отряд, так называемую Компанию Звезды (la Compagnia della Stella) из 600 копейщиков и 2000 пехотинцев. Постоянное стремление к поиску приключений и денег едва не закончи-лось для Асторджо новой потерей владений. В 1379 г., когда  он вер-нулся в домой после участия в войне с Генуей на стороне правителя Милана Бернабо Висконти, синьор Фаэнцы неожиданно столкнулся с заговором родного брата Франческо, который вознамерился захватить власть. Асторджо заточил брата в крепость Солароло, однако сторонникам Франческо удалось освободить его. Мятежный брат продал Солароло болонцам, положив начало длительной борьбе Ас-торджо с этой коммуной. Сам синьор Фаэнцы довольно быстро при-шёл в себя. Мы встречаем его имя практически во всех интригах и войнах на прилегающей к его владениям территории.

С одной стороны, Асторджо, как и большинство мелких феодалов его времени,  вынужденных зарабатывать мечом, был жаден до денег и руководствовался во многом соображениями выгоды. С другой стороны, он был  человеком с душой, не чуждой прекрасному.

При Асторджо I начинается строительство новой городской стены. Дворец Капитана народа, а теперь Синьории, дополняется портиком с каменными колоннами и обширным садом.

Правитель приглашает на должность подесты, по его собственной просьбе, выраженной в сонете,  своего друга – флорентийского писателя Франко Саккетти (ок. 1330 – 1400). Саккетти был автором политических, моральных, любовных и комических стихотворений, а также пользовавшегося популярностью сборника «300 новелл». В родной Флоренции он был окружён уважением сограждан и занимал различные почётные должности: входил в совет «Восьми Балии», служил приором и послом республики. На момент приглашения в Фаэнцу Саккетти испытывал значительные материальные трудности, что отчасти было результатом его государственной деятельности. Оценивая его как человека и литератора, И. К. Стаф отмечает: «Он был воистину Uomo buono, который во всем оставался сораз¬мерным и созвучным своей эпохе и откликался по мере сил на множественные, еще не выкристаллизовавшиеся импульсы ее культуры.

Он стремился говорить на разных литературных языках своего времени, писать в разных жанрах, – и всюду сохранял собственный взгляд на мир и на поэзию, тем более устойчивый, что это был взгляд не творца но-вой культуры, но добросовестного, кропотливого и даровитого хра-нителя, заботя¬щегося о том, чтобы культурное достояние его родины не пришло в упадок».

Писатель и синьор Фаэнцы обменивались письмами и стихами. В стихотворении Франко Саккетти, посвящённом правителю Фаэнцы, мы впервые встречаем семейное прозвище, которое будут носить все синьоры из семьи Манфреди, получившие при крещении имя Ас-торджо. Оно войдёт в историю как уменьшительно - ласкательное имя, хотя на самом деле является названием птицы – Асторе или Асторре (от Astore –  ястреб):


Синьор, о котором говорится, носит имя Асторе,
Отец могучий владениям, приносящий пользу и мудрый…


Не забыл Саккетти и наследника своего благодетеля, выразив уверенность, что молодой Джан (Джованни) Галеаццо «фигура / высокого достоинства, / в которой возрастут божественные качества / дома, достойного удивления…».

В 1404 г., не выдержав военного давления со стороны противников,  Асторджо уступил Фаэнцу римскому папе на 10 лет за 25000 дукатов. Также он отдал церкви  некоторые укрепления в аренду на 5 лет. Ему было обещано вознаграждение  по 200 флоринов в месяц и гарантированное отпущение грехов как самому, так и его сторонникам. Однако, обещания, данные Асторджо папским легатом кардиналом Балтазаром Коссой (будущим папой Иоанном XXIII), не были выполнены. Через год в руки кардинала попали письма, которые сви-детельствовали о том, что бывший правитель Фаэнцы не смирился со своим поражением. Притворившись больным, Балтазар Косса  при-гласил   Асторджо  к себе, где тот был схвачен и, некоторое время спустя, обезглавлен на площади города Болоньи.

В городской Пинакотеке Фаэнцы хранится геральдический знак, принадлежащий Асторджо. Он изображает козла с девизом на немец-ком языке «Когда я могу», потому что корни синьоров Манфреди были немецкими.


Очерк содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.
Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.

Ковалева М.В. ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Tags: Вселенная Ренессанса
Subscribe

Posts from This Journal “Вселенная Ренессанса” Tag

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments