roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
roman_rostovcev
roman_rostovcev

ПУТЬ ДРАКОНА. ТРОАДЫ ПРОТИВ ЦИН-II

«Триада» не признавала ни династии Цин, ни правительства в Пекине, ни местных властей. Цинского суда для членов союза не существовало – выступать на нем даже в качестве свидетеля считалось позором, они судили собственным судом. Иными словами, тайное общество являлось не только подпольной боевой организацией, но и как бы «государством в государстве». Хотя «Триада» отвергала все маньчжурское и официальное, ее «братья» могли состоять на государственной службе, но при обязательном сокрытии своей принадлежности к союзу.
Это было особенно опасным для цинского режима, поскольку создавало в его лагере сеть вражеских разведчиков‑осведомителей, которые поставляли «Триаде» ценную оперативную информацию.

«Триада» не имела вертикальной многоярусной централизованной структуры. Напротив, она представляла собой сумму горизонтальных, однородных, по сути, автономных ячеек. Союз представлял собой не «дерево», растущее ввысь у всех на виду, которое можно свалить под корень одним ударом, а «траву», стелющуюся по бескрайним просторам. Власти могли уничтожить одну‑две ячейки, проваленные или случайно обнаруженные, но всю сеть низовых организаций раскрыть было невозможно. Они выживали даже в случае обнаружения местной ложи. Благодаря этому «Триада» не только сохранялась как величина постоянная, но и росла вширь.

В провинциях бассейна Янцзы и Южного Китая действовала «семья» конспиративных организаций, объединенных общностью лозунгов и целей, единым легендарным происхождением, единой системой символов, ритуалов, паролей, условных знаков, устного языка арго и тайнописи. Сеть их не имела общего руководства и регулярных связей между звеньями. Однако единство идейного багажа, принципов внутренней структуры и наличие общего врага делали «Триаду» своеобразным подпольным политическим движением. Иногда в одной области создавалось несколько организаций или, наоборот, одна организация охватывала несколько областей. Расширяясь и создавая новые звенья либо укрываясь от преследования властей, организации дробились, объединялись и меняли названия.

Все члены «Триады» делились на ранги. Каждый из рангов имел свои собственные функции и образное наименование – своего рода должность и чин. В этой строгой иерархии военный советник («белый веер») стоял выше экзекутора («красная дубинка»), а тот – намного выше простого разведчика («соломенные сандалии»). В свою очередь, руководство подразделялось на пять рангов и имело большую власть над рядовыми членами. Вожаки «Триады» выдвигались чаще всего из среды мелких и средних торговцев и избирались всеми «братьями» на тайных собраниях.

Местной ложей руководил «голова дракона», ниже стоял «владыка благовоний». Вожаки выступали в качестве высших авторитетов, старейшин, арбитров, судей и боевых командиров. В приморских районах в «Триаде» значительную роль играли представители торговых кругов, обиженные местными властями, или оппозиционно настроенные помещики, не получившие на экзаменах ученую степень интеллигенты, не добившиеся чиновной должности шэньши, а также командиры и бойцы отрядов сельской милиции.

В «Триаде» не существовало каких‐либо социальных или имущественных ограничений для приема новых членов. В этом смысле «Братство Хун» взяло за образец «Великое братство Шуйху», воспетое в многочисленных народных сказаниях, стихах, песнях и пьесах XII – XIII веков. Позднее на их основе писатель Ши Найань (1296 – 1370) написал роман «Речные заводи», отважные герои которого создали братство, объединившее выходцев из всех сословий и имущественных слоев – бедных и богатых. Именно этот дух равенства и единства всемерно культивировался в «Триаде». Кем бы ни был «нареченный брат» – ученым, крестьянином, актером или торговцем, он должен строго выполнять обязанности члена союза. Общая цель – свержение власти ненавистных завоевателей – должна объединять в священной борьбе всех китайцев.

Особенно сильны позиции «Триады» были в городах, где в ее ряды вступали ремесленники, мелкие торговцы, матросы, контрабандисты, грузчики, лодочники, кули, нищие и другие представители низов. Ячейки союза возникали в сельской местности, в районах горных разработок, на транспортных артериях, вовлекая в свои ряды и люмпенов, и работный люд. Для маргиналов «Триада» зачастую служила последней опорой в жизни, якорем спасения, источником надежды. Союз притягивал к себе бедноту, поскольку выдвигал, правда в туманной форме, ряд привлекательных идей – социальной справедливости, равенства и взаимопомощи.

Организации зачастую служили их членам и местному населению защитой, сдерживающей силой против крайнего произвола чиновников. Антиманьчжурские лозунги приводили в «Триаду» и оппозиционно настроенных богатых людей. На их взносы и пожертвования членам союза оказывалась материальная помощь, закупалось оружие, покрывались расходы на текущие нужды организации.

Называя себя «Братством Хун» и «Семьей Хун», союз гарантировал для всех равные права, обязательства и дисциплину независимо от социального и материального положения его членов. Этому же способствовала религиозная терпимость и конфессиональная «всеядность» тайного общества. «Братья» поддерживали «своих» в конфликтах с «чужаками», в том числе в ссорах и драках, укрывали от преследования властей, оказывали материальную помощь, давали друг другу приют и оказывали содействие при передвижении по стране.

В «Триаде» ходила поговорка: «Каждый нареченный брат, не имея ни гроша за душой, может пройти по всей Поднебесной». Члены союза заботились друг о друге, помогали в несчастье. Одна из заповедей «Триады» гласила: «Если брат в опасности или арестован властями, все братья должны принять меры к его спасению. Уклонившийся от этой ответственности под каким бы то ни было предлогом должен быть наказан ста восьмью ударами бамбуковых палок». Вражда и неприязнь между «братьями» запрещались. За проступки и преступления, совершенные по отношению друг к другу, наказывали крайне строго. В «Триаде» господствовал дух сплоченности, взаимовыручки и самопожертвования.

Внутри союза действовал жесткий распорядок. Богатые и состоятельные «братья» платили взносы. Все члены общества должны были являться на тайные собрания и по вызову вожаков, неукоснительно выполнять приказы и распоряжения, сохранять полную боевую готовность, соблюдать бдительность и конспирацию. О членстве «брата» в союзе не должны были знать даже его ближайшие родственники. Разглашение тайны, измена, дезертирство и отступничество карались смертью. «Триада» требовала от своих членов особой осторожности в городах – средоточии чиновников, мелких служащих ямэней, солдат и всякого рода недоброжелателей союза. Для предотвращения крупных провалов местные организации делились на «пятерки». Рядовой ее член даже под пыткой мог выдать только четверых.

«Триада» уничтожала потенциальных доносителей из местного населения и наиболее опасных своих врагов. Благодаря искусной конспирации члены союза, как правило, оставались неуловимыми. Для связи применялись условные обороты речи, едва заметные жесты, особая манера складывать пальцы, держать палочки для еды, ставить плошки с пищей на столе. Для непосвященных были непонятны тайные пароли, условные знаки, специфический жаргон и особые приемы тайнописи. Собрания ячеек или «пятерок» происходили в глубокой тайне, чаще всего по ночам.

Члены «Триады» воспитывали в себе дух героизма, самопожертвования и преданности общему делу. «Нам следует закалять в себе отвагу, готовясь ко дню мщения», – говорилось в установлениях союза. От «братьев» требовалась умеренность в еде, запрещались пьянство, азартные игры и посещения публичных домов, ибо эти пороки ослабляли стойкость и боевую готовность. Разрешалось лишь курить табак. Вдали от посторонних глаз члены союза овладевали «военными искусствами» (ушу) – занимались фехтованием и упражнениями с мечом и пикой, а также изучали мастерство рукопашного боя и нанесения ударов ногами. «Военные искусства» в сочетании с магическими ритуалами, талисманами, заклинаниями и амулетами создавали веру в «неуязвимость» перед врагом. «Братья» тайно изготовляли и покупали оружие, делились на боевые группы и отряды во главе с командирами, строго следившими за соблюдением дисциплины.

В нужный момент конспиративная организация превращалась в боевую дружину или ряд вооруженных отрядов. «Триада» уничтожала наиболее ненавистных маньчжуров, их приспешников‑китайцев и готовилась к решающему восстанию. Если во время боевых действий «брат» проявлял нерешительность и колебания, он должен был погибнуть от рук своих же. Боевым цветом союза служил красный. Иероглиф «хун», его обозначающий, входил в название – «Братство Хун». Во время восстания бойцы «Триады» надевали на головы красные повязки или алые тюрбаны, подпоясывались красными кушаками, к одежде прикалывали банты того же цвета или клочки кумача.

Наступил год Овцы (1787) – время первой пробы сил. Действовавшая под названием «Союз Неба и Земли» «Триада» подняла восстание на Тайване. «Братьями» руководили глава сельской дружины самообороны Линь Шуанвэнь и деревенский богатей Чжуан Датянь. Первый был провозглашен правителем острова (девиз – Тяньюань – Небесное предопределение), а второй – главнокомандующим. Из руководителей союза были избраны чиновники, создан госаппарат, восстановлены порядки и обычаи династии Мин. Только через год, перебросив на Тайвань более ста тысяч солдат, маньчжуры с большим трудом смогли по частям разгромить силы повстанцев. Обоих лидеров в клетках доставили в Пекин, и там они сложили головы на плахе.

После этого строжайшее запрещение «Триады» появилось в уголовном кодексе Цинской империи, принадлежность к ней каралась смертной казнью или пожизненной ссылкой с отбыванием каторжных работ. Однако уже ничто не могло напугать или парализовать этот боевой союз. Во всех ложах и ячейках их главы произносили ритуальную речь: «Мы, единые и в радости и в горе, посвятили себя возрождению династии Мин, происходящей от Неба, Земли и всего сущего. Мы посвятили себя уничтожению бандитов‑варваров и ожидаем истинного повеления Неба. Как только народ начнет проявлять неповиновение, это будет знак, данный нам Небом, что должна быть восстановлена династия Мин, а бандиты‑варвары – уничтожены. Все те, кто хочет возродить династию Мин, отомстить за наши обиды, смыть наш позор и установить всеобщий мир, пусть получат титулы… и их потомство пусть процветает во всех поколениях!»
Алексей Анатольевич Бокщанин, Олег Ефимович Непомнин
«Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая».

ИД Ломоносовъ; Москва; 2015
Tags: Поднебесная империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • CONQISTA. РАЙСКИЙ САД ДЬЯВОЛА

    Ученые все никак не могут решить, сколько же было изначально коренных американцев: то ли в контакт с европейцами на островах вошли восемь миллионов…

  • ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ СИЦИЛИИ. ВТОРЖЕНИЕ НОРМАННОВ

    К началу одиннадцатого столетия норманны практически завершили процесс, в ходе которого они, всего за сто лет, превратились из сборища едва…

  • ЗА ТРИ МОРЯ. БЕЛЫЕ МАВРЫ МОЗАМБИКА

    Маленькая флотилия вновь вышла в открытое море в субботу, 24 февраля. Ночью штурман взял курс на северо‑восток, чтобы уйти подальше от побережья и…

  • КАПЕЛЛА. РАЗЫСКИВАЕТСЯ ФАНТОМАС

    По некоторым сведениям в 1929 году Треппер стал членом Центрального комитета Коммунистической партии Палестины, и, значит, не родственники его, а…

  • МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА. АЛИБИ ДЛЯ САЛЬЕРИ

    Успех Сальери буквально затмил тогда только встававшего на ноги Моцарта, у которого не было еще сделавших его знаменитым «Свадьба…

  • ДЕМОНЫ ОКТЯБРЯ. ПЕРВЫЙ ПОБЕГ

    Одно из первых партийных поручений Якова было связано со специализацией его отца – доставать поддельные штампы и печати для документов…

  • И ДОЛЬШЕ ВЕКА... РАСКОЛОТОЕ КОРОЛЕВСТВО

    Филипп VI был побежден. Хуже того, он был смешон. Униженному под Парижем, бежавшему при Креси, не сумевшему прийти на помощь Кале, королю Франции…

  • ОХОТНИКИ ЗА АТОМОМ. "СТРАТОДЖЕТЫ" НАД БАЙКОНУРОМ

    1 мая 1955 г. НАТОвские самолёты-разведчики появились над многими городами в европейской части СССР, в том числе Киевом и Ленинградом. Были…

  • CONQISTA. КАРИБЫ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ

    Два континента, ныне известных как Америка, как и многие острова, окружавшие их и «открытые» Колумбом, первыми заселили азиатские…

promo roman_rostovcev december 8, 2015 15:10 20
Buy for 50 tokens
SH.
В своё время, пару лет назад, я написал набор из 12 небольших эссе о Шерлоках: https://yadi.sk/i/PivgitK9v2hze Это сравнительные эссе о классическом Шерлоке Дойла и Шерлоке из британского сериала. Своего рода энциклопедия конспирологии на викторианской основе:) Если хотите помочь автору:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments