
Прибывший сюда корпус Штейнгеля (10 032 человека при 18 орудиях) значительно увеличил силы Рижской крепости. Эссену и Штейнгелю было приказано начать активные действия против Макдональда, чтобы отвлечь его внимание от Полоцкого театра и дать возможность Витгенштейну атаковать Сен‑Сира. К началу октября армия Витгенштейна усилилась за счет отрядов Петербургского ополчения, насчитывавших 14 347 человек при 24 орудиях. Вскоре сюда прибыло еще шесть дружин Новгородского ополчения и в полном составе присоединился корпус Штейнгеля. Теперь силы Витгенштейна возросли до 50 тыс. человек при 170 орудиях.
Согласно плану, разработанному Витгенштейном, корпусу Штейнгеля поручалось переправиться на левый берег Двины у Придруйска и выйти в тыл Сен‑Сиру. Для кратчайшего сообщения с корпусом Витгенштейна у Дисны была наведена вторая переправа, охраняемая отрядом Белинсгаузена.
Главные силы Витгенштейна были разделены на три колонны с задачей атаковать Полоцк с трех сторон. Атака была назначена на 5(17) октября.
Полоцк занимала 30‑тысячная французская армия. Маршал Сен‑Сир, не надеясь на получение резервов, основательно укрепил город и прикрыл кавалерией дорогу на Бешенковичи, по которой держал связь с корпусом Виктора, расположенным между Сенно и Оршей, а также на Дриесу, по которой осуществлялась связь с корпусом Макдональда.
План атаки был составлен Витгенштейном неудачно. Все три колонны Витгенштейна и войска Штейнгеля действовали изолированно, что дало возможность Сен‑Сиру сопротивляться в течение 5(17) и 6(18) октября с меньшими силами.
Войска Витгенштейна вели атаку Полоцка в сложных условиях. Река Полота разделяла атакующих на две части, лесистая и крайне болотистая местность затрудняла связь между ними. Еще хуже была налажена связь с войсками Штейнгеля, заходившими к Полоцку с юга. Несмотря на непрерывные последовательные атаки, нанести решительное поражение Сен‑Сиру на правом берегу Двины русским не удалось. На 7(19) октября обе стороны оставались на месте. Тогда Витгенштейн приказал Штейнгелю атаковать Сен‑Сира с тыла. Неприятельские кавалерийские части не смогли сдержать натиска отрядов Штейнгеля; к вечеру они прорвались к Полоцку с юго‑запада.
Опасность окружения вынудила Сен‑Сира дать приказ своим войскам ночью покинуть город. Русские продолжали атаковать отступающего противника. К утру 8(20) октября Полоцк был окончательно освобожден. Французы потеряли только пленными более 2 тыс. человек. Всего их потери равнялись 7 тыс. человек. Русская армия потеряла 8 тыс. человек убитыми и ранеными. Особенно успешно действовали ополченцы. «К восхищению всех дрались с таким отчаянием и такой неустрашимостью, – докладывал Витгенштейн, – что ни в чем не отставали от своих товарищей старых солдат, а наипаче отлично действовали колоннами на штыках…».
Однако положение победителей было довольно трудным. Главные силы Витгенштейна находились в Полоцке на правом берегу Двины, а корпус Штейнгеля в это время был на ее левом берегу. Изолированное положение Штейнгеля дало возможность Сен‑Сиру взять реванш. Отряд генерала Вреде внезапно атаковал войска Штейнгеля на рассвете 8(20) октября и разбил их. Штейнгель отошел 9(21) октября на правый берег Западной Двины. Узнав о поражении Штейнгеля, Витгенштейн направил для его усиления отряд И. Т. Сазонова в 12 тыс. человек и ускорил сооружение переправ у Полоцка. В ночь с 10(22) на 11(23) октября мосты были готовы, и на следующий день главные силы Витгенштейна переправились через Двину и вступили в бой. Одновременно перешел в наступление и корпус Штейнеля. В сражении Сен‑Сир был ранен, сдал командование Леграну; тогда Вреде отказался подчиняться его приказам, что явилось одной из причин, заставивших Леграна отойти за Ушач; баварский корпус Вреде, действовавший самостоятельно, понес тяжелое поражение от войск Штейнгеля и с огромными потерями спешно отступил к Глубокому.
Таким образом, Витгенштейн выполнил поставленную задачу и заставил Сен‑Сира очистить очень важную стратегическую позицию. Получив рапорт Витгенштейна, Кутузов писал ему: «С особым удовольствием читал я рапорт вашего сиятельства от 10‑го сего месяца. После сего удачного сражения вижу я, что действия ваши сообразны будут общему плану, мною утвержденному, направляясь чрез Лепель на Борисов, буде неприятель в сем направлении отступать будет».
В самом начале сентября обстановка на юго‑западном театре была такова: в Бобруйске стоял гарнизон под командованием Г. А. Игнатьева и сдерживал дивизию Домбровского; корпус генерала Эртеля удерживал Мозырь, против него стояла дивизия французского генерала Мора. А генерал Тормасов, пройдя после сражения у Городечни за реку Стырь, ожидал подхода Дунайской (Молдавской) армии из Молдавии. Русские войска не вели никаких активных действий. Также поступал и противник. Ренье и Шварценберг не тревожили третью армию Тормасова и дали возможность Дунайской армии Чичагова спокойно присоединиться к ней.
После соединения третьей армии с Дунайской русские силы на этом театре возросли до 60 тыс. человек, в то время как Шварценберг и Ренье имели вместе 43 тыс. человек (без польских частей).
Согласно директиве Кутузова от 14(26) августа Чичагов и Тормасов в начале сентября начали совместные активные действия против корпуса Шварценберга, чтобы вытеснить его за пределы Волыни. Как известно, в этой директиве Кутузов требовал от Тормасова наступления на правый фланг противника, чтобы остановить этим его движение на Москву, а Чичагову рекомендовал оставить на будущее «отдаленные диверсии» (имея в виду экспедицию в Далмацию) и также выступить в район Волыни, чтобы поддержать там Тормасова. 10(22) сентября русские войска переправились через Стырь и заставили противника начать отступление. Русские войска наступали успешно на Владимир‑Волынский, Лохачи и Торчин. 12(24) сентября Тормасов получил приказ главнокомандующего оставить Волынь и двинуться к Главной армии. На совещании командующие решили продолжать военные действия по обороне Волыни и Подолии. Через несколько дней, указывает Чичагов, он получил новое приказание Кутузова двинуться с Молдавской армией на соединение с Главной армией, а войскам Тормасова предлагалось оставаться на месте. Но и после этого приказа оба командующих армиями продолжали преследование противника. В течение сентября он был оттеснен за реку Буг. Во время отхода французы потеряли убитыми, ранеными и пленными 2500 человек.
Отход войск Шварценберга и Ренье за русскую границу создавал благоприятную обстановку для удара по изолированному отряду Домбровского и открывал возможность движения на Минск. 17 (29) сентября в Любомль прибыл полковник А. И. Чернышев и доставил адмиралу Чичагову план Александра I, согласно которому главная цель действий Молдавской армии состояла в том, чтобы собрать большие силы, расположить их вдоль течения реки. Березины, а затем действовать сообразно обстоятельствам.
«Любомир Бескровный. Вся Отечественная война 1812 года. Полное изложение»: Алгоритм; Москва; 2017
Journal information