
Но немца № 1 Наполеон упорно не называл. Этим немцем был рыцарь, лишенный наследства, сын герцога Ольденбургского и супруг сестры Александра Екатерины Павловны Георг. Очевидно, что дочь и сестра русских царей должна была в скором времени стать владетельной герцогиней. Но Наполеон рассудил иначе, ограбил ольденбургское семейство, чем нанес Александру сильнейшее личное оскорбление. В данном конкретном вопросе, в особенности по итало-корсиканским понятиям Наполеона, Александр бы полностью в своём праве и мог требовать какого угодно удовлетворения. Так что тему эту было лучше не поднимать.
Понимал ли сам Наполеон, что ольденбургское дело может выйти ему боком? Разумеется, понимал, он приписывал ему даже большее значение, нежели оно имело в действительности. Но тут нужно понимать, до какой крайности Наполеон мог дойти в реализации своей идеи-фикс, то есть Континентальной блокады. Ведь аннексия Ольденбурга была призвана именно континентальную блокаду обеспечивать, помимо этого герцогства Наполеон вообще присоединил в Франции все побережье Атлантики и часть берегов Балтики.
В 1806 году, реализуя итоги Аустерлица, Наполеон, в числе прочего, учредил королевство Голландию, престол которого отдал родному брату – Луиджи. Вообще вся политика Наполеона по рассаживанию родственников и свойственников на европейские троны историками характеризуется как «династическое безумие». Не вдаваясь в подробности, упомяну лишь ещё одного брата-Бонапарта, короля Вестфальского Жерома. Учредив Вестфальское королевство, включавшее в себя Ганновер, Наполеон перечеркнул все возможности к достижению мира с Англией.
Более того, в кампании 1812 года Жером фактически дезертировал из действующей армии, упустив Багратиона. И ничего! Он оставался в милости и при титулах, не понеся никакого наказания. Иными словами, кровно-родственные отношения Наполеон ставил выше любых государственных и военных соображений.
Что же с Луи Бонапартом, королем Голландии? А вот что: ради соблюдения Континентальной блокады, поскольку Луиджи вовсе не преуспел в этом вопросе, Наполеон свел его с престола, ограбил родного брата. Отсюда понятно, какое значение придавал Наполеон этой блокаде, какими способами добивался, как далеко готов был зайти ради уничтожения Англии!
Вовсе неудивительно, что Лондон приговорил его к смерти в русских снегах. И миссия Винцингероде имела к этому приговору прямое отношение.
Journal information